Уголь – один из самых востребованных в мире ресурсов, несмотря на некоторую моду на альтернативные источники энергии. О мировом и российском рынке угля, применении спецтехники и о том, как российским угольщикам может помочь “Синотех Машинери” – в данном обзоре.
Итак, начнем по порядку.
Уголь представляет собой ископаемое топливо – продукт переработки органики почвой, который можно разделить на несколько типов по содержанию углерода в составе: бурый уголь (максимум 70%), каменный уголь (75-95%), антрацит (почти 100%).
Основные способы добычи угля:
- Открытый (карьерный). На исследуемом месторождении снимается верхний пласт почвы, с помощью спецтехники создается угольный разрез. Глубина может составлять до 500 метров. Относительно дешевый способ производства.
- Закрытый (шахтный). Подразумевает создание шахты и добычу угля на более серьезной глубине – до 1000 метров. Гораздо дороже в реализации, чем открытый способ.
- Гидравлический. Выемка, транспортирование и подъем угля на поверхность выполняются с применением энергии воды. Используется сравнительно редко.
С точки зрения применения в зависимости от определенных свойств уголь делится на энергетический и коксующийся. Энергетический – один из видов топлива для получения электроэнергии наряду с газом и нефтью, коксующийся после обогащения используется в первую очередь как компонент доменного топлива для выплавки чугуна – один из ключевых компонентов металлургии.
Мировой рынок угля:
В мировой торговле используется только 20% от мирового производства угля. Уголь является биржевым товаром, который торгуется в основном на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX), Даляньской товарной бирже (DCE), Чикагской товарной бирже (CME).
Концентрация запасов потенциальной добычи угля достаточно высокая, так как 5 стран обладают 75% ресурсов: США (249 млрд. тонн), Россия (162 млрд. тонн), Австралия (150 млрд. тонн), Китай (144 млрд. тонн) и Индия (111 млрд. тонн).
Мировое производство находится на уровне примерно 8,3 млрд. тонн в год. Абсолютный лидер – Китай (40%), за которым следуют Индия (9%), США (8%), Австралия (6%), Индонезия (6%) и Россия (5%).
При этом в экспорте можно выделить ТОП-3: Австралия (29%), Индонезия (26%) и Россия (18%). Внешние поставки в абсолютном большинстве идут в страны Азии: Китай (20%), Япония (15%) и Индия (15%).
Китай – крупнейший рынок, соответственно, именно развитие китайской отрасли будет во многом определять вектор мировой индустрии. По прогнозам, потребление всех видов угля в Китае будет поступательно расти до 2035 г. Немаловажна также и Индия, в которой спрос на энергетический уголь будет увеличиваться вплоть до 2040г.
Россия
В России угольная промышленность является одной из основных. Так, с 2014 года отрасль России демонстрировала серьезное развитие: за десятилетие объем добычи вырос более, чем в 1,3 раза. В 2024 году показатель оценивается Минэнерго в 438 млн тонн (без изменений к АППГ). В энергобалансе уголь занимает примерно 13%, а энергетический уголь составляет примерно 70% от объемов всей добычи.
Индустрия ориентирована на экспорт: только 50% всего угля потребляется на внутреннем рынке, в основном электростанциями (54%) и металлургами (25%). В структуре же экспорта 80% составляет энергетический уголь, главное направление – Китай.
Традиционно уголь добывается в следующих регионах: Кузбасс (около 50%), Красноярский край (11%), Хакасия (6%), Якутия (9%), Забайкальский край (5%), Сахалинская область (3%). В 2023 году доля угля, добытого открытым способом, составила 77,7% от общего объёма.
Основные компании: АО «СУЭК», Распадская угольная компания, Мечел, Колмар, Кузбассразрезуголь, Русский уголь, Евраз, Эльгауголь, Восточная Горнорудная Компания.
Современная ситуация на рынке угля России:
Последние пару лет угольная отрасль России переживает, скажем так, не самые лучшие времена. С июля 2023 по июнь 2024 прибыль упала до 52 млрд. руб., что почти в 9 (!) раз меньше АППГ (461 млрд. руб.). Больше половины российских угольных компаний в первые шесть месяцев 2024 года оказались убыточными. Причин этому несколько, все они обусловлены экспортной ориентацией отрасли. Рассмотрим их.
Мировые цены
В сентябре 2024 году цены на коксующийся уголь с начала года обвалились на 40%, достигнув трехлетнего минимума, что объясняется в первую очередь кризисом в металлургическом секторе Китая. Дна рынка достигли и цены на энергетический уголь – основной экспортный продукт России. Фактически, экспорт через терминалы ДВ балансирует на грани рентабельности, а о маржинальности поставок через южные и северные порты говорить не приходится.
Логистика
До 2022 года 25% экспорт угля приходилось на ЕС, на данный момент ожидаемым направлением стал Китай. Однако логистические мощности не совсем способны реализовать пресловутый “Поворот на Восток”.
ЖД:
- Пропускная способность БАМ и Транссиба недостаточна для перевозок, что приводит к накоплению угля на складах и жд линиях.
- РЖД отдает предпочтение логистике более дорогих товаров, так как это увеличивает маржу перевозки. Компания предлагает не заключать с 2025 года соглашения о вывозе угля на экспорт на восток с добывающими регионами, за исключением Кузбасса.
- Выросла суточная ставка аренды полувагонов на 14% — до 2810 ₽ — за первый квартал 2024 года. Не первый раз РЖД призывает и к отмене скидки на перевозку угля по железной дороге, которая действует сейчас до 31 декабря 2024г.
Порты:
- Отсутствует нужное количество балкеров для погрузки угля.
- Выросла цена обработки угля в южных портах. (20$ долларов за тонну)
Как следствие, в I квартале этого года отгрузка во всех портах снизилась на 16,8% АППП.
Протекционизм Китая
В Китае действуют таможенные пошлины на российский уголь в размере 3-6% в зависимости от марки. При этом продукция из Австралии и Индонезии под ограничения не попадает, так как у данных стран действует соглашение о свободной торговле с Китаем.
Налоговая политика РФ
Не добавляет определенности для отрасли также постоянный пересмотр экспортной пошлины. На энергетический уголь она на данный момент приостановлена до декабря 2024г., так как экспортеры фактически не получают прибыли. Для коксующегося угля данная мера сохранена. При этом с 1 января 2025 года экспортные пошлины заменят на НДПИ в виде надбавки в 10% .
Развитие мирового производства
Давление на мировые цены оказывает рост собственной добычи в Китае и Индии. Китай в 2023 году увеличил добычу угля к 2019 году на 910 млн тонн (при всей российской добыче около 420 млн тонн в год).
Таким образом, угольная промышленность России находится сейчас в каком-то смысле между молотом и наковальней. С одной стороны, мировые тенденции (жесткий обвал цен, падение спроса и увеличение внутреннего производства со стороны Китая) не особо благоприятствуют успешному развитию, с другой – внутренние инфраструктурные ограничения и госрегулирование вставляют палки в колеса.
На фоне проблем со сбытом сокращаются ожидаемо и объемы добычи у основных производителей России. Сезонный рост цен на уголь осенью и зимой вряд ли кардинально изменит ситуацию.
На данный момент в России реализуется не так много инвестиционных проектов, так как рентабельность производителей, мягко говоря, просела. Крупнейшим сейчас является проект компании “Эльгауголь” в Якутии, который подразумевает развитие угольного комплекса и инфраструктуры, включая ж/д коммуникации на этом огромное месторождении. Компания запустила сразу несколько обогатительных фабрик, что позволяет вывозить концентрат вместо рядового угля.
Однако вне зависимости от ситуации в отрасли использование спецтехники для добычи угля никто не отменял. Рассмотрим, какие именно машины применяются при открытом способе (напомним, что 80% всего продукта в России добывается именно так).
Всю спецтехнику в данном процессе можно разделить на 3 группы:
- Машины для выемки угля: экскаваторы разного типа и мощности
- Оборудование для транспортировки: в первую очередь, самосвалы
- Вспомогательная техника: бульдозеры, автогрейдеры, погрузчики, внедорожники и т.д.
Внесем и свою лепту. Компания “Синотех Машинери” поставляет широкий спектр качественной спецтехники и ее сервиса: различные виды экскаваторов, бульдозеров, тягачей, самосвалов и др.
Разумеется, существуют предложения, непосредственно заточенные и под специфику добывающей промышленности. Наибольшим спросом пользуются следующие виды спецтехники:
- Бренд Sinotech. Гидравлические карьерные экскаваторы эксплуатационной массой от 50 до 250 тонн.
- Бренд Sinomach, HBXG, Бульдозеры эксплуатационной массой от 50 до 70 тонн – как колесного, так и гусеничного типа.
- Дробильное оборудование (в зависимости от целей бизнеса, так как спектр широкий)
- Самосвалы и тягачи (мощность варьируется)
- Автогрейдеры Sinomach