Грейдер: классификация и характеристики

Содержание

Для профилирования, планировки территорий, послойного снятия грунтов, выравнивания площадок и прочих земляных работ используются специальные самоходные машины, позволяющие решать рабочие задачи эффективно, с высокой точностью, с отличной производительностью. В этой статье опишем подробно грейдер: характеристики данной техники, её конструкцию, принцип работы, а также существующие виды.

Грейдер: классификация и характеристики

Дорожный грейдер – это какая техника?

Итак, грейдер – что это за машина, как она устроена и функционирует? Это спецтехника, у которой предусмотрен грейдерный отвал. Он, в отличие от бульдозерного рабочего органа, расположен между соседними колёсными осями. Эта часть также называется грейдерным ножом и, контактируя с почвой, выполняет разные функции, к примеру, профилирует ровные площади и с уклоном, послойно снимает грунты и передвигает их на малые и средние отрезки пути, а также на короткие расстояния транспортирует сыпучие материалы типа песка.

Отвал имеет острую кромку. Положение органа в пространстве регулируется оператором: он задаёт глубину внедрения в землю, степень наклона, а также угол поворота. В действие данная техника приводится либо тягачом, либо силовым агрегатом. Машина движется вперёд, отвал перемещается в том же направлении и одновременно выполняет такие операции, как срезание пластов почвы и их перемещение либо на обочину, то есть в одну из сторон, либо перед собой. При этом колёса дополнительно уплотняют грунт.   

Грейдер: классификация и характеристики

Что входит в конструкцию

Устройство грейдера предполагает следующие основные составляющие:

  • Силовой агрегат, который обычно представлен двигателем внутреннего сгорания (ДВС), и трансмиссия. ДВС – это настоящее сердце самоходной специальной техники, без которого невозможны движение по поверхностям и работа отвала. Мотор в идеале обладает надёжностью, хорошей производительностью, достойными показателями мощности и способностью работать бесперебойно даже при повышенных нагрузках. Двигатель дополняется гидромеханической трансмиссией, передающей крутящий момент от ДВС на редуктор балансировочной тележки, откуда вращательное движение подаётся на колёсную ось через цепной механизм и полуоси.
  • Ходовая часть. В неё входит хребтовая рама, являющаяся шарнирно-сочленённой. На ней размещены важные узлы. Также в ходовой части предусматривается колёсный механизм, имеющий передний мост и дополненный балансирами. Машина движется благодаря пневмоколёсам. У их покрышек специальный протектор, обеспечивающий сцепление с любыми поверхностями. Обычно в конструкции пара колёсных осей либо три. Передняя может оснащаться устройством регулировки наклона для стабильности движения по склонам.
  • Рама с отвалом. Первая имеет особую подвеску, позволяющую осуществлять профилирование откосов под углом 90 градусов. Отвал производится из листовой достаточно толстой стали, имеет радиальный изгиб, фиксируется подвеской и рамным тяговым элементом на передней полураме. А для возможности вращения на все 360° в конструкцию включён поворотный круг.
  • Кабина, в которой располагается оператор. Из неё должен открываться хороший обзор со всех сторон, чтобы ход машины полностью контролировался, а все преграды обнаруживались своевременно. В кабине комфортное сиденье, современная климатическая система или кондиционер, шумоизоляция для снижения громкости звуков, а также защитные механизмы.
  • Система управления. Она представлена размёщённой внутри кабины панелью с переключателями в виде тумблеров, кнопок, рычагов или джойстиков. В современном исполнении может предусматриваться дисплей для отображения настроек.
  • Система гидравлики. Она состоит из гидравлических цилиндров, насоса с приводом, электромагнитных или механических распределителей, а также клапанов.

Грейдер: классификация и характеристики

Рабочее оборудование

Назначение грейдера и устройство зависят от исполнения и расположения главного рабочего органа. Чаще всего он один, но есть производительные и мощные модели техники с двумя или тремя грейдерными отвалами. Рабочая часть снабжается приводом. Он обеспечивает повороты в двух плоскостях, подъёмы и опускания, может быть механическим или гидравлическим. Регулируя угол, оператор имеет возможность получать нужный уклон поверхности, запланированный рельеф.

Грейдер – строительная техника, которая для обеспечения многофункциональности может дополняться другим навесным оборудованием – вспомогательным. Вариантов несколько:

  • Зубчатый кирковщик. Его закрепляют либо вместо отвала между колёсными осями, либо в задней части машины. Кирковщик убирает строительный мусор, снимает изношенный заменяемый асфальт и другие покрытия, выкорчёвывает пни, рыхлит слежавшиеся, промёрзшие или плотные грунты, а также удаляет с пути камни.
  • Плужный снегоочиститель. У него угловая форма, расположение – спереди машины, а назначение – очистка территорий от снега и неплотных отходов.
  • Транспортёр. Им снабжают автогрейдеры-элеваторы, которые задействуются в погрузке в самосвалы грунта, прочих сыпучих материалов, снега.
  • Откосник. Он фиксируется на грейдерном отвале и помогает профилировать насыпи, котлованы, откосы, кюветы, канавы. Такие работы производятся для водоотведения с автодорог или иных целей.
  • Рыхлитель. Он крепится на корме задней рамы, имеет от одного до пяти съёмных зубьев, благодаря которым эффективно разрыхляет грунты, рыхлит колеи, перемещает валуны, а также взрыхляет дорожные покрытия.
  • Бульдозерный передний отвал. Он закрепляется спереди на раме, применяется в срезании грунтов, транспортировке сыпучих материалов, разравнивании.

Грейдер: классификация и характеристики

Выполняемые работы

Зачем нужен грейдер? Он способен эффективно, точно и быстро решать такие задачи:

  • профилировать территории;
  • планировать площадки в рамках строительных работ;
  • создавать уклоны, формируя их заданные углы;
  • выравнивать зоны;
  • освобождать участки от снежного покрова, от строительного и бытового мусора средних размеров и массы;
  • разрыхлять плотные грунты;
  • рыхлить заменяемый асфальт или прочие покрытия перед их удалением;
  • убирать с поверхностей наледь;
  • делать насыпи до одного метра в высоту;
  • убирать растительность, например, верхний слой грунта с сорными травами или другими растениями;
  • выкорчёвывать пни;
  • создавать корыта для подготовки дорожных оснований;
  • формировать и очищать кюветы, канавы, неглубокие траншеи;
  • перемещать на короткие расстояние сыпучие материалы: землю, песок, гравий.

Грейдер: классификация и характеристики

Каким может быть грейдер: классификация данной спецтехники

По ходовому оборудованию выделяют следующие виды грейдеров:

  • Самоходные. У них есть рама с двигателем, рабочими узлами и кабиной. Движение самостоятельное, обеспечиваемое мотором и колёсной базой, получающей крутящий момент.
  • Прицепные. Для их приведения в действие нужно тяговое стороннее усилие, например, применение тягача либо трактора. По конструкции прицепной грейдер – это металлическая рама с грейдерным отвалом.
  • Полуприцепные. Их конструкционная основа – полуприцеп. На его раме крепится оборудование. Полуприцепную технику также нужно толкать трактором. Рамная часть сопряжена с шаровым шкворнем, передняя ось отсутствует. Нагрузка разделяется между грейдерным отвалом и трактором.

По массе машины бывают:

  • лёгкими массой меньше 9 тонн;
  • средними, весящими до 13 т;
  • тяжёлыми, имеющими вес до 19 т;
  • сверхтяжёлыми, превышающими по массе 19 т.

По количеству колёс техника может быть четырёх- и шестиколёсной. Также есть модели с разными колёсными формулами, характеризующими функционирование и размещение колёс. Для обозначения используется условный формат X-Y-Z. Здесь первая буква – число осей с управляемыми колёсами, вторая – количество ведущих колёсных элементов, а последняя – общее число осей. Наиболее популярны формулы 1-2-3 и 1-3-3.

Существует четыре класса по мощности двигателей:

  • 100 – значения мощности до 88 кВт или до 120 лошадиных сил.
  • 140 – показатели от 88 кВт до 118 или от 120 л. с. до 160.
  • 180 – мощность в интервале 118-147 в киловаттах или 160-200 в лошадиных силах.
  • 250. В этом классе сверхмощная техника, по мощности превышающая 147 кВт или 200 л. с.

Размещение двигателя бывает передним или задним. Первый вариант стандартный, с таким расположением мотора спецтехника устойчивая и удобная в эксплуатации. При заднем размещении повышается нагрузка на отвал, что увеличивает степень его заглубления в почву. Есть модели с двумя моторами.

Грейдер: классификация и характеристики

Важные параметры, влияющие на эксплуатацию

Техническая характеристика грейдера – это следующие параметры:

  • Эксплуатационная масса. Она может влиять на скорость движения, объёмы работ.
  • Мощность. От неё зависят способность работать с плотными и тяжёлыми материалами, а также скорость, производительность.
  • Габариты грейдерного отвала – длина и высота. От первой будет зависеть ширина грейдирования, то есть обрабатываемой за каждый проход полосы.
  • Угол наклона и резания, от которого зависит функционал, к примеру, способность получать откосы под нужными углами.
  • Рабочая скорость и транспортировочная (без использования отвала).
  • Управление: механическое, усовершенствованное электронное или комбинированное.
  • Потребление топлива, масла и прочих расходных материалов.
  • Давление на поверхности.

Грейдер: классификация и характеристики

Заключение

Машина грейдер многофункциональная, универсальная, позволяющая профессионально решать различные задачи. Приобрести её можно в компании «Синотех Машинери». Мы предлагаем большой выбор техники с различными эксплуатационными и техническими характеристиками.

Грейдер: классификация и характеристики

Вопрос-ответ

В каких сферах задействуют грейдеры?

Назначение и классификация грейдеров, а также возможность дооснащения вспомогательным навесным оборудованием позволяют использовать их в различных областях: сельском и жилищно-коммунальном хозяйстве, ландшафтном дизайне, облагораживании частных и общественных территорий, в ремонте и замене дорог, формировании насыпей и других сооружений, в строительстве зданий, тоннелей и автомагистралей, организации инженерных сетей.

Как выглядит грейдер?

Автогрейдер выглядит, как машина, которая отличается вытянутым корпусом и размещённым между двумя колёсными осями отвалом с радиальным изгибом. Колёса пневматические, крупные.

В чём разница между грейдером и бульдозером?

Различия заключаются в конфигурации отвала и решаемых задачах. У бульдозера отвал перед корпусом, вне ходовой части, с криволинейным сечением. Такая техника эксплуатируется для срезания почв и перемещения сыпучих материалов. Бульдозеры бывают колёсными и гусеничными, причём последние более распространены. У грейдера же ходовая часть чаще с колёсами. А отвал размещён между колёсными осями и выполнен с радиальным изгибом. Среди выполняемых работ выравнивание, профилирование, перемещения.

Чем грейдер отличается от другой машины – скрепера?

Эти виды техники различаются по функционалу и конструкции. Скреперы считаются землеройно-транспортной спецтехникой для послойного снятия и перемещения почв на небольшие расстояния, а также для выполнения отсыпки. Рабочая часть выполнена в виде ковша с отверстиями и заслонкой для набора и выгрузки материалов, а также с передними ножами.

Связаться с нами
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь предоставить вашу информацию компании ООО Синотех Машинери, которая обязуется использовать ее в соответствии со своей политикой конфиденциальности.