Для профилирования, планировки территорий, послойного снятия грунтов, выравнивания площадок и прочих земляных работ используются специальные самоходные машины, позволяющие решать рабочие задачи эффективно, с высокой точностью, с отличной производительностью. В этой статье опишем подробно грейдер: характеристики данной техники, её конструкцию, принцип работы, а также существующие виды.
Дорожный грейдер – это какая техника?
Итак, грейдер – что это за машина, как она устроена и функционирует? Это спецтехника, у которой предусмотрен грейдерный отвал. Он, в отличие от бульдозерного рабочего органа, расположен между соседними колёсными осями. Эта часть также называется грейдерным ножом и, контактируя с почвой, выполняет разные функции, к примеру, профилирует ровные площади и с уклоном, послойно снимает грунты и передвигает их на малые и средние отрезки пути, а также на короткие расстояния транспортирует сыпучие материалы типа песка.
Отвал имеет острую кромку. Положение органа в пространстве регулируется оператором: он задаёт глубину внедрения в землю, степень наклона, а также угол поворота. В действие данная техника приводится либо тягачом, либо силовым агрегатом. Машина движется вперёд, отвал перемещается в том же направлении и одновременно выполняет такие операции, как срезание пластов почвы и их перемещение либо на обочину, то есть в одну из сторон, либо перед собой. При этом колёса дополнительно уплотняют грунт.
Что входит в конструкцию
Устройство грейдера предполагает следующие основные составляющие:
- Силовой агрегат, который обычно представлен двигателем внутреннего сгорания (ДВС), и трансмиссия. ДВС – это настоящее сердце самоходной специальной техники, без которого невозможны движение по поверхностям и работа отвала. Мотор в идеале обладает надёжностью, хорошей производительностью, достойными показателями мощности и способностью работать бесперебойно даже при повышенных нагрузках. Двигатель дополняется гидромеханической трансмиссией, передающей крутящий момент от ДВС на редуктор балансировочной тележки, откуда вращательное движение подаётся на колёсную ось через цепной механизм и полуоси.
- Ходовая часть. В неё входит хребтовая рама, являющаяся шарнирно-сочленённой. На ней размещены важные узлы. Также в ходовой части предусматривается колёсный механизм, имеющий передний мост и дополненный балансирами. Машина движется благодаря пневмоколёсам. У их покрышек специальный протектор, обеспечивающий сцепление с любыми поверхностями. Обычно в конструкции пара колёсных осей либо три. Передняя может оснащаться устройством регулировки наклона для стабильности движения по склонам.
- Рама с отвалом. Первая имеет особую подвеску, позволяющую осуществлять профилирование откосов под углом 90 градусов. Отвал производится из листовой достаточно толстой стали, имеет радиальный изгиб, фиксируется подвеской и рамным тяговым элементом на передней полураме. А для возможности вращения на все 360° в конструкцию включён поворотный круг.
- Кабина, в которой располагается оператор. Из неё должен открываться хороший обзор со всех сторон, чтобы ход машины полностью контролировался, а все преграды обнаруживались своевременно. В кабине комфортное сиденье, современная климатическая система или кондиционер, шумоизоляция для снижения громкости звуков, а также защитные механизмы.
- Система управления. Она представлена размёщённой внутри кабины панелью с переключателями в виде тумблеров, кнопок, рычагов или джойстиков. В современном исполнении может предусматриваться дисплей для отображения настроек.
- Система гидравлики. Она состоит из гидравлических цилиндров, насоса с приводом, электромагнитных или механических распределителей, а также клапанов.
Рабочее оборудование
Назначение грейдера и устройство зависят от исполнения и расположения главного рабочего органа. Чаще всего он один, но есть производительные и мощные модели техники с двумя или тремя грейдерными отвалами. Рабочая часть снабжается приводом. Он обеспечивает повороты в двух плоскостях, подъёмы и опускания, может быть механическим или гидравлическим. Регулируя угол, оператор имеет возможность получать нужный уклон поверхности, запланированный рельеф.
Грейдер – строительная техника, которая для обеспечения многофункциональности может дополняться другим навесным оборудованием – вспомогательным. Вариантов несколько:
- Зубчатый кирковщик. Его закрепляют либо вместо отвала между колёсными осями, либо в задней части машины. Кирковщик убирает строительный мусор, снимает изношенный заменяемый асфальт и другие покрытия, выкорчёвывает пни, рыхлит слежавшиеся, промёрзшие или плотные грунты, а также удаляет с пути камни.
- Плужный снегоочиститель. У него угловая форма, расположение – спереди машины, а назначение – очистка территорий от снега и неплотных отходов.
- Транспортёр. Им снабжают автогрейдеры-элеваторы, которые задействуются в погрузке в самосвалы грунта, прочих сыпучих материалов, снега.
- Откосник. Он фиксируется на грейдерном отвале и помогает профилировать насыпи, котлованы, откосы, кюветы, канавы. Такие работы производятся для водоотведения с автодорог или иных целей.
- Рыхлитель. Он крепится на корме задней рамы, имеет от одного до пяти съёмных зубьев, благодаря которым эффективно разрыхляет грунты, рыхлит колеи, перемещает валуны, а также взрыхляет дорожные покрытия.
- Бульдозерный передний отвал. Он закрепляется спереди на раме, применяется в срезании грунтов, транспортировке сыпучих материалов, разравнивании.
Выполняемые работы
Зачем нужен грейдер? Он способен эффективно, точно и быстро решать такие задачи:
- профилировать территории;
- планировать площадки в рамках строительных работ;
- создавать уклоны, формируя их заданные углы;
- выравнивать зоны;
- освобождать участки от снежного покрова, от строительного и бытового мусора средних размеров и массы;
- разрыхлять плотные грунты;
- рыхлить заменяемый асфальт или прочие покрытия перед их удалением;
- убирать с поверхностей наледь;
- делать насыпи до одного метра в высоту;
- убирать растительность, например, верхний слой грунта с сорными травами или другими растениями;
- выкорчёвывать пни;
- создавать корыта для подготовки дорожных оснований;
- формировать и очищать кюветы, канавы, неглубокие траншеи;
- перемещать на короткие расстояние сыпучие материалы: землю, песок, гравий.
Каким может быть грейдер: классификация данной спецтехники
По ходовому оборудованию выделяют следующие виды грейдеров:
- Самоходные. У них есть рама с двигателем, рабочими узлами и кабиной. Движение самостоятельное, обеспечиваемое мотором и колёсной базой, получающей крутящий момент.
- Прицепные. Для их приведения в действие нужно тяговое стороннее усилие, например, применение тягача либо трактора. По конструкции прицепной грейдер – это металлическая рама с грейдерным отвалом.
- Полуприцепные. Их конструкционная основа – полуприцеп. На его раме крепится оборудование. Полуприцепную технику также нужно толкать трактором. Рамная часть сопряжена с шаровым шкворнем, передняя ось отсутствует. Нагрузка разделяется между грейдерным отвалом и трактором.
По массе машины бывают:
- лёгкими массой меньше 9 тонн;
- средними, весящими до 13 т;
- тяжёлыми, имеющими вес до 19 т;
- сверхтяжёлыми, превышающими по массе 19 т.
По количеству колёс техника может быть четырёх- и шестиколёсной. Также есть модели с разными колёсными формулами, характеризующими функционирование и размещение колёс. Для обозначения используется условный формат X-Y-Z. Здесь первая буква – число осей с управляемыми колёсами, вторая – количество ведущих колёсных элементов, а последняя – общее число осей. Наиболее популярны формулы 1-2-3 и 1-3-3.
Существует четыре класса по мощности двигателей:
- 100 – значения мощности до 88 кВт или до 120 лошадиных сил.
- 140 – показатели от 88 кВт до 118 или от 120 л. с. до 160.
- 180 – мощность в интервале 118-147 в киловаттах или 160-200 в лошадиных силах.
- 250. В этом классе сверхмощная техника, по мощности превышающая 147 кВт или 200 л. с.
Размещение двигателя бывает передним или задним. Первый вариант стандартный, с таким расположением мотора спецтехника устойчивая и удобная в эксплуатации. При заднем размещении повышается нагрузка на отвал, что увеличивает степень его заглубления в почву. Есть модели с двумя моторами.
Важные параметры, влияющие на эксплуатацию
Техническая характеристика грейдера – это следующие параметры:
- Эксплуатационная масса. Она может влиять на скорость движения, объёмы работ.
- Мощность. От неё зависят способность работать с плотными и тяжёлыми материалами, а также скорость, производительность.
- Габариты грейдерного отвала – длина и высота. От первой будет зависеть ширина грейдирования, то есть обрабатываемой за каждый проход полосы.
- Угол наклона и резания, от которого зависит функционал, к примеру, способность получать откосы под нужными углами.
- Рабочая скорость и транспортировочная (без использования отвала).
- Управление: механическое, усовершенствованное электронное или комбинированное.
- Потребление топлива, масла и прочих расходных материалов.
- Давление на поверхности.
Заключение
Машина грейдер многофункциональная, универсальная, позволяющая профессионально решать различные задачи. Приобрести её можно в компании «Синотех Машинери». Мы предлагаем большой выбор техники с различными эксплуатационными и техническими характеристиками.
Вопрос-ответ
В каких сферах задействуют грейдеры?
Назначение и классификация грейдеров, а также возможность дооснащения вспомогательным навесным оборудованием позволяют использовать их в различных областях: сельском и жилищно-коммунальном хозяйстве, ландшафтном дизайне, облагораживании частных и общественных территорий, в ремонте и замене дорог, формировании насыпей и других сооружений, в строительстве зданий, тоннелей и автомагистралей, организации инженерных сетей.
Как выглядит грейдер?
Автогрейдер выглядит, как машина, которая отличается вытянутым корпусом и размещённым между двумя колёсными осями отвалом с радиальным изгибом. Колёса пневматические, крупные.
В чём разница между грейдером и бульдозером?
Различия заключаются в конфигурации отвала и решаемых задачах. У бульдозера отвал перед корпусом, вне ходовой части, с криволинейным сечением. Такая техника эксплуатируется для срезания почв и перемещения сыпучих материалов. Бульдозеры бывают колёсными и гусеничными, причём последние более распространены. У грейдера же ходовая часть чаще с колёсами. А отвал размещён между колёсными осями и выполнен с радиальным изгибом. Среди выполняемых работ выравнивание, профилирование, перемещения.
Чем грейдер отличается от другой машины – скрепера?
Эти виды техники различаются по функционалу и конструкции. Скреперы считаются землеройно-транспортной спецтехникой для послойного снятия и перемещения почв на небольшие расстояния, а также для выполнения отсыпки. Рабочая часть выполнена в виде ковша с отверстиями и заслонкой для набора и выгрузки материалов, а также с передними ножами.